Интервью с президентом Российской национальной федерации карате-киокушинкай Александром Ипатовым для журнала "Русский предприниматель".
ПУТЬ САМУРАЯ
- Александр, расскажите, пожалуйста, об истории карате-киокушинкай. Как и когда оно возникло?
- Движение карате-киокушинкай возникло в Японии после второй мировой войны, когда эта страна была "униженной и оскорбленной". У его истоков стоял Масутацу Ояма - известный мастер в различных видах спортивного карате, победитель всеяпонского турнира. Он был выдающимся бойцом, в совершенстве изучил различные виды боевых искусств. Во время войны Ояма прошел подготовку в качестве летчика-камикадзе и должен был направить свой самолет на американский боевой корабль. Но не успел это сделать - война закончилась. Однако менталитет воина-самурая этот человек сохранил до последних дней. Он всегда готовился к смерти и руководствовался принципом "смерть определит твою жизнь". Масутацу долго и упорно тренировался и в результате стал лучшим каратистом Японии, победил представителей всех остальных школ. После этого, уже в Америке, он одержал победы над всеми, кто выходил с ним на поединок, - боксерами, профессиональными борцами, каратистами. Будучи уже признанным мастером, Ояма продолжал испытывать себя и провел сорок семь поединков …с быками. В этом человеке совмещалось несколько качеств, позволивших ему создать серьезную школу. Он был гениальным каратистом, хорошим тренером, воспитавшим много талантливых учеников, и удачливым менеджером, сумевшим сделать свою систему по-настоящему популярной.
- Какие духовные принципы закладывал Ояма в основу своего движения?
- В Японии доминируют две религии - синтоизм и буддизм. В начале двадцатого века трудами святителя Николая Японского Страна восходящего солнца узнала Православие. Но православных японцев мало - всего около тридцати тысяч. Ояма был приверженцем синтоизма и многое строил на этой основе. Практика современного японского карате буквально пронизана языческими принципами. Я сам имел возможность увидеть это, побывав в Японии. Слава Богу, что я оказался там только после того, как сознательно пришел к Православной Церкви, стал христианином. Но многие наши ребята, увлекающиеся восточными единоборствами, попав в Японию, приобщаются к языческим культам и даже совершают жертвоприношения.
ПОЧЕМУ РУССКИЕ ПОБЕЖДАЮТ
- Какова была судьба карате в России?
- В Россию киокушин попал лет тридцать назад и начал очень быстро прогрессировать. Он был интересен и спецслужбам, и народу. Ведь его основу составил опыт реальных боев. Даже исход поединка определяется очень просто: если твой противник упал -- значит, ты победитель. А если оба бойца еще способны продолжать поединок, то тогда оцениваются их волевые качества, ущерб, нанесенный сопернику, интенсивность боя. В силу этого карате оказалось видом спорта, в наибольшей степени приближенным к уличным условиям. И это привлекало. О духовной стороне боевых искусств тогда, конечно же, еще никто не думал… К тому же карате пришло к нам из Европы, во многом утратив свою религиозно-философскую составляющую.
- Возможно, это не так уж и плохо?..
- Согласен с вами. Благодаря этому карате в России не стало проявлением язычества. Хотя языческие моменты, безусловно, присутствовали и все в конечном счете основывалось на гордыне: на стремлении развить свое очень сильное "я", воспитать в себе сверхчеловека, способного выделиться из общества и сокрушить любого.
- А что происходит сегодня?
- Когда несколько лет назад началось более систематическое сотрудничество с японцами, мы договорились, чтобы в процессе передачи опыта российским ученикам они просто убрали свою духовную составляющую. Мотивация была простой: Россия - многонациональное государство, имеет свой традиционный уклад, свои духовные ценности. Мы тактично попросили японцев не навязывать нам их религиозных обычаев. Они ответили, что это-то и есть самое важное: именно в духовной основе заключается главная причина побед в единоборствах. Тогда мы предложили провести эксперимент: возьмем японскую технику, но будем опираться на отечественную духовную традицию, а потом посмотрим, что получится. С тех пор прошло несколько лет. Возник феномен российского киокушина. За считанные годы наши бойцы выдвинулись в число лидеров мирового спорта. Японцы не могут разгадать эту загадку, и теперь сами хотят поучиться у нас.
Впрочем, они воспринимают все слишком буквально. К примеру, Сергей Осипов, один из лучших каратистов мира и православный человек, перед поединками крестится и берет благословение у священника. Японцы заметили это, и потом, в России, увидев, что перед православным храмом многие люди делают то же, что Сергей, заподозрили, что здесь и скрывается первоисточник русской силы. А потом попросили меня открыть им тайну… Ничтоже сумняшеся они решили, что в православных храмах русские проходят какую-то особую спецподготовку.
ЦВЕТ ЛИЦА КАК ФАКТОР ХРАБРОСТИ
- И все-таки, скажите откровенно: представляют ли, на ваш взгляд, занятия карате какую-либо духовную опасность для человека?
- Очень большая опасность заключается в том, что в случае успеха (а при определенных усилиях успех вполне очевиден) у человека может развиться страсть гордыни. Это опасная духовная болезнь, которая толкает человека к греху, развивает в нем самомнение, тщеславие, презрение к другим. И это серьезная проблема даже для тех, кто не достиг вершин в спорте.
- А в чем, наоборот, польза таких занятий?
- Я думаю, сегодня наш народ просто соскучился по определенной строгой иерархии в отношениях между людьми, когда есть достаточно четкое деление на старших и младших, учителей и учеников, начальников и подчиненных. От многих других видов единоборств киокушинкай отличается именно присутствием четкой иерархической системы отношений и строгой дисциплины. В то же время двери зала открыты для всех: заниматься могут и старики, и дети, и женщины. Причем в группах каратистов культивируется дух взаимного уважения и общности, что очень привлекает людей.
С другой стороны, занятия карате развивают внутреннюю дисциплину и терпение. Человек приучается от многого отказываться ради достижения определенной цели. Карате воспитывает своего рода аскетическое отношение к жизни - учит человека напряженно и систематически работать над становлением характера. И, что не менее важно, занятия таким спортом помогают переносить тяжелые, стрессовые ситуации. Причем не только в спортивном зале, но и в повседневной жизни. Ведь подготовленный человек отличается от неподготовленного в том числе и тем, что в ситуации внезапной опасности ему не грозит состояние ступора и он спокойно и быстро среагирует на возникшую угрозу…
Существует предание, что Александр Македонский, отбирая воинов в свое войско, устраивал особое испытание. Он собирал кандидатов на пир, а затем неожиданно запускал в зал диких зверей, после чего смотрел на лица людей: настоящие воины в этот момент краснели, а не способные к борьбе - бледнели. Это чисто физиологическая реакция, показывающая готовность человека действовать в стрессовой ситуации. Разумеется, у разных людей разные задатки. Но мы приглашаем всех. "Краснолицые воины" могут стать хорошими спортсменами и защищать честь Родины на соревнованиях. А "бледнолицые" могут повысить свой порог готовности к стрессовым ситуациям.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛО
- Как складывался лично ваш жизненный путь? Вы ведь были профессиональным спортсменом?
- Я выступал за сборную Советского Союза. Но в девяностом году получил травму позвоночника и профессиональную спортивную карьеру был вынужден завершить. Долго лечился, параллельно занялся бизнесом, и, надо сказать, достиг в нем серьезных успехов. Но потом снова вернулся в спорт, уже не в качестве профессионального бойца, а как администратор и руководитель общественной организации.
- То есть наиболее интенсивный период ваших занятий бизнесом пришелся на начало девяностых годов?
- Да, это была эпоха так называемого дикого капитализма - очень интересное, но трудное и во многом страшное время. Деньги тогда зарабатывались легко и в огромных количествах, но криминала и грязи было гораздо больше. Постоянно возникали жесткие конфликтные ситуации, в которых очень непросто было сделать правильный выбор и сохранить свое достоинство.
- Многие бывшие спортсмены активно участвовали в этих процессах. И далеко не все вышли из них достойно. Кто-то погиб, а кто-то встал на преступный путь...
- Эта проблема актуальна и сегодня. Представьте себе сильного, волевого человека, прошедшего годы тренировок и достигшего определенных вершин. Его профессиональная карьера близится к концу - возраст, проблемы со здоровьем... Он заканчивает выступления. Стать тренером может далеко не каждый, да и не везде возьмут. Куда ему идти?
Он оказывается не у дел. Между тем такой человек обладает крепким характером, привык достигать поставленных целей и чувствует свою силу. А рядом живет сосед, с его точки зрения - слюнтяй, никогда серьезно ничем не занимавшийся и мало на что способный. Но он где-то своровал какие-то деньги, проворачивает какой-то непонятный бизнес и поэтому живет припеваючи. И тут же возле бывшего спортсмена появляются друзья-товарищи, подсказывают ему: ты такой сильный, пойди и скажи нужные слова, от страха тебе все отдадут сами, а если не отдадут, мы "сделаем предложение, от которого нельзя будет отказаться". Вот и все. Так спортсмены пополняют преступные группировки. Такие люди не всегда способны что-то придумать и просчитать, но зато всегда могут взять. И около половины из них в перспективе становятся настоящими бандитами, потому что государство не дает им ни специальности, ни возможности занять свое место в жизни.
- В такое положение попадают не одни спортсмены…
- Да, конечно! Куда идти нашим детишкам, если в школах нет нормальных программ воспитания, спортивные учреждения не финансируются, стадионы превращены в рынки? Вариант один - на улицу. Почему у нас столько наркоманов? Потому что ими никто не занимается, до них никому нет дела…
И за каждую ошибку мы платим человеческими жизнями. Скажем, сколько крови было пролито, прежде чем поняли: в боевых условиях нужны хорошо подготовленные профессионалы, а не ребятишки, которым тяжело таскать трехкилограммовый автомат.
Мужчин должны воспитывать мужчины. Наших детей, которым сегодня десять, пятнадцать, двадцать лет и которые завтра будут управлять страной, надо готовить к будущему - физически, нравственно, духовно. И это должно быть государственным делом.
"ОТДАВАТЬ ДЕСЯТИНУ - МАЛО!"
- Роль государства, естественно, очень велика. Но ведь государство состоит из нас, людей. А что делать нам?
- Раньше, при царе, государство давало возможность служить России представителям самых разных народов и религий - вспомним хотя бы "Дикую дивизию". А сегодня не находится места даже для своих, русских православных людей. И я убежден: если мы не будем думать о кадрах - нам ничего не светит. Мне кажется, наш президент это понимает. Но проблема в том, что очень многие люди, сосредоточившие в своих руках власть и ресурсы, пекутся только о своих карманах. Именно поэтому Россия до сих пор растаскивается и разрывается на части.
Сейчас мы находимся в критической ситуации, и времени для того, чтобы ее исправить, осталось совсем немного. Поэтому люди, идущие во власть с чистыми помыслами, должны быть готовы к серьезным жертвам. Вплоть до того, чтобы даже пойти на смерть за свои идеалы...
Когда мы выводим бойца на поединок, всегда говорим ему: "Наступает твой час. С тобой может случиться все, что угодно, но ты должен бороться до конца, но не ради своей гордыни, не ради своего "я". Помни, что ты представляешь свою Родину. Иди и отдай себя за нее!" Вот с таким чувством, на мой взгляд, в наши дни люди должны занимать руководящие кабинеты и посты. Тогда и государство возродится.
- А к чему должны быть готовы бизнесмены?
- В былые времена люди (по крайней мере, православные), занимавшиеся предпринимательством, знали, что они должны отдать десятую часть доходов Богу. А сейчас, в этот переломный исторический период, отдавать на богоугодное дело лишь десятину - мало! Ведь если мы не сделаем все, что в наших силах, завтра уже будет поздно.
Беседу вел Дмитрий Добровольский