Шихан Александр Ипатов дал интервью онлайн-журналу "Ветка Ивы" на тему "Личность насильника".
- Наша тема – личность насильника. Что объединяет всех насильников, независимо от видов насилия. Во всех насильниках есть что-то общее, потому что все они переступают некую грань – грань неприкосновенности личности. Хотелось бы понять, что это за люди, что в них заставляет их это делать. Или наоборот, какие качества человека избавляют его от того, чтобы стать насильником.
- Бог миловал, насильников я не видел. Могу на примере наших спортсменов постараться объяснить, чем, на мой взгляд, нормальный человек отличается от насильника. И тогда мы сможем увидеть, чем насильник отличается от нормального человека.
Мы воспитываем у спортсменов чувство уважения к людям, снисхождения, милосердия к слабому. Это очень важно. Такой человек, будучи сильным, имея физическую возможность преодолеть любое сопротивление, не делает этого, считая это гадким, низким. Он считает, что он так поступить не может, потому что он сильный, состоявшийся человек. Он не нуждается в насилии и удовольствия от этого не получит.
Тот, кто получает удовольствие от совершения насилия, – ущербный человек. Выходит, он в чем-то не состоялся.
- Такой человек может быть сильным?
- Он может быть сильным физически, но духовно это слабый человек. Знаете, кто самые жестокие палачи? Это слабые люди. Они с помощью насилия пытаются компенсировать свою несостоятельность, почувствовать себя значительными.
Во время чеченской войны полевые командиры захватывали заложников, в том числе наших солдат, с целью продажи. В Чечне был невольничий рынок. Заложников, которые шли на продажу, берегли, чтобы продать «товар» в более-менее приличном виде. Но были и такие полевые командиры, как Бараев, который, невзирая на то, что за пленника он может получить баснословные деньги, мог над ним издеваться, содержать в ужасных условиях. А иногда, несмотря на то, что ему давали деньги за этих заложников, он убивал их, совершал всякие беззакония.
Я его понимаю. Он просто слабак. Он проявил себя не в военных действиях, а в пытках, издевательствах над беззащитными людьми. Я Бараева даже не могу назвать человеком. Я видел его фотографию. Женоподобная фигура – широкие бедра и покатые узкие плечи – это говорит о том, что человек не знал особых физических нагрузок, совершенно не тренирован. Человек, который вырос в тепличных условиях, который не имел шансов проявить себя в чеченском обществе как мужчина. И такими зверствами он удовлетворял свое «я», свою гордыню. И параллельно самоутверждался среди своих. Я думаю, насильники действуют таким образом, пытаясь поднять себя в своих глазах.
- Как таким слабакам, как Бараев, удается стать командирами?
– Деньги… Деньги… Давайте оставим Бараева… Сколько у нас бизнесменов – полнейших ничтожеств, которые за деньги пытаются купить себе любовь или уважение людей. Им приятно держать в своей приемной по несколько часов людей, которые каким-то образом зависят от них в экономическом плане. Он потом может дать деньги, но сначала требует, чтобы они унизились. Но это «признание» его силы иллюзорно: человеку требуется любовь – посетители подыгрывают ему в лояльности – он дает им деньги – а они выходят из приемной и говорят о нем все, что думают на самом деле. Но терпят, потому что получают от него то, что не смогут получить в другом месте. В итоге получается, что с совестью и он, и они «договорились». Для таких бизнесменов люди – товар, а их отношение к людям бесчеловечно. Я уже не говорю о метафизическом уровне – о душе, о том, что человек пойдет в ад за такие деяния.
– Итак, насильник всегда слаб на духовном уровне. Значит, даже в некоторых случаях проигрывая насильнику на физическом уровне, мы можем и не проиграть на духовном уровне. Хоть мне и нанесли телесные повреждения, но я не стал от этого ниже насильника. На духовном уровне я, возможно, выиграл.
– Таких примеров много. Вспомним, как терпели мучения первые христиане. Их так же насиловали, убивали, рвали на куски, отдавали зверям на съедение. И они выходили победителями, так как понимали, что тело – это только оболочка. Главное – не разменять, не унизить свою душу предательством. Кто-то совершил насилие, взял на себя грех взял – ему и отвечать перед Богом. И его потомству отвечать перед Богом. И еще неизвестно, как у него все сложится…
В чем проблема человека, который столкнулся с насилием, если он живет без Бога? Смотрит он на тело и что видит – опорочили тело, изорвали, унизили. И в результате – что у меня теперь осталось? Да ничего.
А если бы он был человеком духовным, то он бы подумал: «А что с моей душой? Греха я никакого не совершил, значит, душа моя цела. Я не убит, значит, душа моя при мне». Это все равно как кошелек порвали, а деньги не тронули.
Еще бы он подумал, раз я старался (старалась) эту ситуацию не допустить, а все-таки Господь допустил это, значит, я что-то не так сделал в жизни. Может, я лет 10 назад кого-то обокрал, какую-то еще гадость совершил, кто-то из-за меня пострадал так, что моя сегодняшняя боль ничто по сравнению с этим. Если Господь это попускает, значит, Он меня по-другому смирить не может, наверно, я стал настолько черствым, что простых знаков Господа не вижу. И таким образом, через страдание тела, душа будет очищаться. В итоге, мы окажемся в выигрыше, а не в убытке.
Вот у меня недавно приятель перевозил крупную сумму денег. Он очень сильный человек, в единоборстве при встрече с ним с ним ни у кого шансов нет. На него совершается нападение. Перед тем, как он должен был выйти из машины, подходит человек и стреляет ему в грудь из пистолета через боковое стекло. Попадает ему в правую половину груди. Мой друг потом рассказывал: «Такое впечатление, что у меня все отвалилось сразу. Я лежу, мозг еще работает. Пелена перед глазами. Паралич полный. И я понял, что тело мое – ничто. И понимаю, что сейчас будет Суд. Я слышал какой-то голос, который спрашивал: «Будешь умирать или жить? Если жить – значит терпеть!» И я сделал выводы. Я тренировался много лет. Я считал себя непобедимым. А тут понял, что душа может легко выскочить из этого тела, мощного и тренированного, которое совершенно не подчиняется мне в данный момент. И я останусь ни с чем, потому что на тело я тратил столько сил, а на душу – нет. Выводы сделал сразу».
Ценности его сразу изменились. Он из «захожанина» стал прихожанином.
– Он не жалеет, что с ним произошло такое насилие?
– Мне кажется, нет.
Бог не хочет плохого для нас. Если что-то и произошло, значит, другого выхода Господь для нас не видит. Чудеса происходит каждый день. Мы просто не обращаем внимания на те дары, те чудеса, которые Господь нам дает, которыми мы беззастенчиво пользуемся, которые не ценим. Ведем себя как потребители. Порой нужны сильные потрясения, чтобы мы осознали, как живем.
Главное, не отчаиваться. Господь каждого любит, даже самого страшного грешника. Любит и ждет нас к Себе. И попускает нам скорби только для того, чтобы мы пришли к Нему.
– Как можно не чувствовать себя проигравшими по отношению к насильнику?
– Нет людей, которые могут защитить себя от всех проблем в жизни. Даже если ты сильный, найдется человек, который сильнее тебя или пять человек, которые точно будут сильнее тебя. И будь ты даже боксер, если эти пять человек захотят убить или искалечить, они это сделают. Это значит, что причина совершившегося насилия не в нашей слабости и не в силе насильника, а в том, о чем я говорил перед этим.
Насильник же заслуживает не страха, а жалости. В свое время мне один человек сказал простую вещь: «Я плохо себя чувствовал, когда в 90-е годы во время разборок от нас кто-то страдал. Я не мог понять, почему мне так плохо». Потом он разговаривал со священником, который ему объяснил, что человек, убивая другого, распоряжаясь вместо Бога человеческой жизнью, попадает под влияние грехов убитого им человека. Если говорить проще – ты начинаешь отвечать за грехи того человека, которого убил, потому что из-за тебя он не успел раскаяться. У тебя своих грехов хватает, а ты взял еще и чужие.
И это надо понимать. Насильник ушел не счастливым и безнаказанным, он ушел загруженным твоими грехами. Твои грехи Господь с тебя снимает, а ему отдает. Ему нести ответственность.
Насильник – ущербный человек. Таких жалеть надо. За таких надо молиться, чтобы Господь их простил, помиловал. И тебе Господь простит. И все восстановится.